Как определить степень износа тормозных колодок: Как узнать износ тормозных колодок: датчики и индикаторы

Содержание

Как узнать износ тормозных колодок: датчики и индикаторы

25.12.2021

Изношенные колодки представляют серьезную опасность и могут стать причиной полного отказа тормозной системы. Если фрикционные накладки полностью сотрутся, будет происходить торможение металлом о металл. Во-первых, это приведет к повреждению тормозных дисков, на них образуются глубокие царапины и канавки. Во-вторых, из-за недостаточного коэффициента трения между двумя металлами торможение будет малоэффективным. В-третьих, железные основания сточенных колодок могут зацепиться за неровности на дисках. Это приведет к моментальному заклиниванию колес и заносу автомобиля. Чтобы не возникло таких ситуаций, необходимо знать, какой допустимый износ тормозных колодок, и как его определить. Предлагаем подробно изучить эти вопросы.

Причины износа

Помимо физического износа существуют другие факторы, влияющие на ресурс колодок. В некоторых случаях рабочие накладки вырабатываются быстрее, чем положено. Например, из-за нерегулярного обслуживания суппортов могут заклинить направляющие втулки. Если закисла одна из них, будет возникать клиновидный износ тормозных колодок. Если заржавели обе втулки на суппорте, то на каждом колесе будет работать только одна из двух колодок. Это будет сопровождаться уводом руля в сторону при торможении. Также возникнет неравномерный износ тормозных колодок с наружных и внутренних сторон дисков.

Как определить износ колодок

Проще всего оценить состояние тормозных накладок, когда в машине установлены легкосплавные колесные диски с большими зазорами между спицами. Если суппорт не полностью закрывает собой колодки, то можно увидеть их, не снимая колеса.

Чтобы точнее проверить толщину износа передних тормозных колодок, необходимо снять их и замерить штангенциркулем. Остаток рабочего материала должен быть не менее 2 мм. Если фрикционный слой тоньше указанного предела, нужно срочно проводить замену. Также стоит убедиться в отсутствии трещин и сколов на рабочих поверхностях.

Как работает датчик износа тормозных колодок

Во многих авто используются колодки со специальными датчиками. С их помощью можно вовремя заметить критический износ, при котором толщина накладок достигает минимально допустимого значения. Существует два типа датчиков:

  • Механические. Это металлические скобы, которые крепятся непосредственно на колодках. Когда толщина рабочего материала становится критичной, они начинают соприкасаться с тормозными дисками и издавать характерный металлический скрежет или свист при вращении колес. По этому звуку можно легко понять, что пришло время обслуживать тормоза.
  • Электронные. На колодке присутствует металлический контакт, к которому подведен провод. Когда накладка не изношена, он не соприкасается с диском, и электрическая цепь остается разомкнутой. При критическом уменьшении толщины он начинает тереться о диск. Соответственно, замыкается электрическая цепь, и на приборной панели машины загорается индикатор износа тормозных колодок.

Датчик может быть установлен только на одном из передних колес, на передней и задней оси либо на всех колесах.

Срок службы тормозных колодок

При нормальных условиях накладки в передних тормозах полностью изнашиваются за 30–40 тыс. км, поскольку они испытывают на себе основную нагрузку при торможении. Износ задних тормозных колодок происходит в 2–3 раза медленнее. Они могут прослужить даже 100–120 тыс. км, поскольку на заднюю ось при торможении припадает лишь 10–20% от общего усилия.

Частые поездки по бездорожью и пыльным дорогам способствуют быстрому стачиванию накладок. Абразив, содержащийся в грязи, многократно ускоряет их износ. Вполне реальны ситуации, когда абсолютно новый комплект колодок может полностью сточиться даже через 500–1000 км езды по грязным дорогам. Если вы часто ездите в таких условиях, нужно предвидеть подобные ситуации — следует заранее купить тормозные колодки в интернет-магазине TopDetal.ru и возить их в багажнике машины на экстренный случай.

Возврат к списку

Как самостоятельно оценить износ тормозных колодок и дисков? — журнал За рулем

В перерывах между плановыми ТО за состоянием тормозной системы должен следить владелец машины. Оценить износ тормозных колодок и дисков (барабанов) сможет любой, главное не лениться.

У большинства автомобилей при обычной эксплуатации внутренняя колодка стирается чуть быстрее внешней, причем это не зависит от конструкции тормозных механизмов. Однако в специфических условиях эксплуатации или из-за конструктивных особенностей некоторых машин внутренние колодки иногда изнашиваются заметно интенсивнее внешних. К примеру, на Мазде 6 второго поколения внутренняя колодка на переднем правом колесе стирается в полтора раза быстрее внешней.

Конструкция тормозов у Лады Калины такова, что без снятого колеса вообще бесполезно вглядываться в передние тормозные механизмы — состояние колодок оценить не удастся.

Кроме конструктивных нюансов могут иметь место и неисправности. Например, повышенный износ колодки из-за закисшего поршня. Поэтому при первом осмотре тормозных механизмов на машине, с которой вам еще не приходилось иметь дело, важно снять колесо, чтобы оценить состояние и внешней, и внутренней колодок. Недобросовестные сервисмены часто ограничиваются примерной оценкой износа только внешних колодок, разглядывая их через спицы колесного диска, не снимая самого колеса. Не исключено, что вскоре недовольный клиент вернется на эту СТО со стертыми внутренними колодками и претензиями!

В качестве примера проверим состояние тормозов на редакционной Калине, которая проехала почти 63 000 км. Кроме того, приведем приблизительные показатели по критическому износу различных элементов тормозной системы. Для каждой конкретной модели автомобиля они могут отличаться как в бóльшую, так и в меньшую сторону. Эти данные можно найти в книжках по ремонту и обслуживанию или на просторах интернета.

Что нужно знать при замене тормозных колодок автомобиля: советы эксперта «За рулем»

Но вернемся к нашей Калине. Только после снятия колеса видна реальная картина. Толщина фрикционной накладки примерно равна толщине основания колодки: износ порядка 60%. Если толщина фрикционной накладки уменьшится до 2 мм, это будет означать износ в 100%. У многих автомобилей на основании колодки предусмотрен металлический язычок. При критическом износе накладки он начинает контактировать с тормозным диском, издавая характерный скрип. Чаще всего язычок устанавливают только на внутренних колодках.

Со снятым колесом без разбора тормозного механизма хорошо видно, что износ передних колодок на нашей Калине составляет примерно 60%.

Почему износ колодок может ускориться?

Подбираем тормоза для Lada Kalina 2: остановка по требованию

Важно помнить о тяжелых условиях эксплуатации, например, движение по горным серпантинам или участие в любительских гонках. В таких режимах у исправной тормозной системы внутренняя колодка может начать стачиваться в разы быстрее внешней. Нечто подобное когда-то случилось и с моей машиной. При повседневной езде износ колодок на седане Volkswagen Jetta последнего поколения был равномерным. Это усыпило мою бдительность, и я перестал следить за состоянием внутренних накладок. После участия в двух этапах спринтов (далеко не самых тяжелых для техники) оказалось, что внутренние колодки почти полностью стерлись. Особенно сильно это проявилось на левом колесе. Повезло, что дело не дошло до задиров на тормозных дисках!

Также не забывайте, что если, к примеру, вы проехали 30 000 км и износ передних колодок составил около 50%, то это еще не значит, что их хватит до 60 000 км. Чем меньше толщина накладки, тем быстрее происходит ее дальнейший износ. Ведь те же порции тепловой энергии от трения воспринимает уже менее «жирная» тормозная колодка.

Износ тормозных дисков

Износ тормозных дисков протекает более стабильно и предсказуемо. Чаще всего дисков хватает на два комплекта колодок. Уменьшение толщины диска примерно на 2 мм означает износ в 100%. Со временем из-за выработки на кромке тормозного диска образуется фаска.

Ступенька от выработки переднего тормозного диска нашей Калины уже хорошо ощутима при прикосновении, но такой диск еще походит.

Дизайн многих колесных дисков позволяет просунуть между спицами руку и на ощупь определить выработку тормозного диска. Главное, не делать этого, пока тормозной диск еще горячий, сразу после поездки с интенсивными торможениями. Этот прием будет полезен тем, кто планирует приобрести автомобиль с пробегом. По износу диска можно сделать выводы о реальном пробеге машины или об условиях, в которых ей приходилось ездить. Но лучше всего колесо все же снять и тщательно осмотреть тормозной механизм, включая внутреннюю сторону диска. Бывает, что именно там из-за коррозии образуются канавки и волнистая поверхность.

До предельно допустимого износа тормозного диска нашей Калины осталось 0,7 мм. В большинстве случаев этого хватит, чтобы отъездить на еще одном комплекте колодок.

Когда менять тормозные диски и колодки?

А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ… почему скрипят тормоза?

Если износ дисков уже критичный, а колодки почти новые, то не торопитесь сразу менять весь комплект расходников, особенно если вы эксплуатируете автомобиль не в тяжелых для техники условиях. Работу по замене дисков можно ненадолго отложить. Но не стоит совсем закрывать глаза на проблему. Помните, что с уменьшением толщины дисков снижается эффективность торможения. Ведь рассеивать тепловую энергию будет слишком тонкий диск, который вдобавок станет и быстрее перегреваться. В особо запущенных случаях из-за чрезмерного износа тормозного диска, колодка может даже выпасть из механизма!

С износом задних дисковых механизмов ситуация аналогична, с одной лишь поправкой: они менее нагружены, а потому износ происходит медленнее. В этом есть и свои плюсы, и минусы. Задние тормозные диски и колодки имеют больший ресурс по сравнению с передними (примерно в полтора-два раза), но и сильнее страдают от коррозии. Поэтому именно на задних тормозах важно проверять внутренние поверхности дисков! У нашей же Калины задние тормоза барабанного типа.

Как оценить износ барабанных тормозов?

У большинства машин со стороны кожуха барабана есть смотровое окно для оценки толщины накладок. Однако чаще всего им можно воспользоваться только если машина вывешена на подъемнике или стоит на смотровой яме. Иначе разглядеть через это окно что-либо чрезвычайно сложно.

На левом фото показано расположение смотрового окна относительно барабанной колодки. Пользоваться им, имея в распоряжении лишь домкрат, не очень-то удобно.

Снять барабаны порой тоже весьма проблематично. Например, у автомобилей французских марок придется откручивать ступичную гайку. В случае с Калиной все просто, барабаны снимаются без особых проблем.

Оценить износ элементов барабанных тормозных механизмов на Калине можно сняв кожух барабана.

Обычно износ барабанов оценивают по внутреннему диаметру: его увеличение на 1 мм означает приговор.

Чем отличаются барабанные тормоза от дисковых?

Один из недостатков барабанных механизмов в сравнении с дисковыми – отсутствие эффекта самоочистки. Продукты износа от тормозных колодок остаются внутри барабана и оставляют характерные следы на рабочих поверхностях фрикционных элементов.

Из-за обилия продуктов износа на рабочей поверхности колодки образовались характерные борозды. Фактический износ накладок составил порядка 30%.

Редакционная Калина часто используется для участия в различных соревнованиях. То есть условия ее эксплуатации можно назвать тяжелыми. Однако, к нашему удивлению, износ родных колодок оказался небольшим – примерно 30%. Вероятно, причина в том, что у машины относительно небольшая масса, да и динамические показатели не выдающиеся.

Глубокие борозды на рабочей поверхности барабанов – результат воздействия на них продуктов износа.

Увы, продукты износа значительно подпортили рабочие поверхности накладок и барабанов. Это уже не исправить. При очередной замене колодок придется обновить и барабаны, иначе они сразу же подпортят новые колодки. Однако ничего криминального в дальнейшей эксплуатации автомобиля в таком виде нет. Снижение эффективности задних тормозов не заметно даже при движении по гоночному треку. В целом же барабаны, как и диски, способны переживать по два комплекта фрикционных накладок.

Фото: из архива автора

Как проверить тормозные колодки вашего автомобиля

Независимо от того, находитесь ли вы в дороге или нет, вы, вероятно, не слишком задумываетесь о тормозных колодках вашего автомобиля. Но, учитывая, что они являются одними из самых важных функций безопасности в вашем автомобиле, жизненно важно выделить некоторое время, чтобы понять, что они делают и когда вам может потребоваться их замена.

Как и почти все остальное в вашем автомобиле, тормозные колодки необходимо регулярно обслуживать и проверять, чтобы убедиться, что они находятся в хорошем рабочем состоянии — для вашей безопасности и безопасности окружающих.

Чтобы познакомить вас с этой важнейшей системой, мы подробно рассмотрим, что делают тормозные колодки, как проверить тормозные колодки и какие признаки указывают на то, что пришло время их заменить.

Что такое тормозные колодки?

Тормозные колодки представляют собой плоские стальные пластины с толстым фрикционным материалом на одной стороне. Когда педаль тормоза нажата, тормозные колодки соприкасаются с тормозными дисками, вызывая трение, препятствующее вращению колес автомобиля. Они являются частью тесно взаимосвязанной системы, которая зависит от безопасного и успешного функционирования ее частей.

Доступно несколько разновидностей тормозных колодок, в том числе:

Неметаллические/органические

Самый мягкий вид тормозных колодок, они также быстро изнашиваются и создают большое количество тормозной пыли.

Полуметаллические

Когда новый автомобиль продается сегодня, он, скорее всего, будет оснащен тормозными колодками такого типа. Их полуметаллическая конструкция означает, что они более термостойкие, но это также означает менее эффективную работу при более низких температурах.

Керамика 

Керамические тормозные колодки с более высокими характеристиками по серьезной цене являются самым дорогим вариантом. Они могут выдерживать очень высокие температуры и производить гораздо меньше пыли по мере износа. Однако не все марки и модели автомобилей совместимы с ними, поэтому обязательно изучите вопрос заранее, если вы выберете керамический вариант.  

Что делают тормозные колодки?

Ключевой компонент тормозной системы вашего автомобиля, тормозные колодки отвечают за некоторые из наиболее важных функций вашего автомобиля. От возможности контролировать скорость вашего автомобиля до его безопасной остановки, они настолько важны, насколько это возможно.

Поскольку колеса автомобиля вращаются с такой высокой скоростью, процесс многократной полной остановки тяжелого автомобиля создает серьезную нагрузку на тормозные колодки. Именно поэтому они со временем изнашиваются. Текст здесь …

То, как часто вы ездите, и то, как вы ездите, играют роль в том, как ваши тормозные колодки со временем становятся чистыми. Например, если вы городской водитель, все эти частые торможения обязательно скажутся на них. Или, если вы немного тяжело нажимаете на педаль тормоза, ваши тормозные колодки нужно будет менять чаще.

Как определить, что тормоза нуждаются в замене?

В большинстве случаев датчики износа вашего автомобиля могут определить, когда передние или задние тормозные колодки становятся критически низкими. Но есть несколько других предупреждающих знаков, на которые следует обратить внимание; Вы никогда не должны игнорировать тормозные колодки, которые необходимо заменить.

Сигнальная лампа

Если ваши тормозные колодки изношены, то первое, что вы, вероятно, заметите, это сигнальная лампа износа тормозных колодок на приборной панели. Это указывает на то, что по крайней мере один комплект колодок почти изношен; вам нужно будет установить замену, чтобы избежать полного отказа тормозов.

Однако не все автомобили имеют эти датчики. Если это так, то вам следует регулярно осматривать и проверять их у профессионала.

Громкие звуки

Ваш автомобиль начал издавать громкий визг при торможении? Скорее всего, вам нужны новые тормозные колодки, если это так. Точно так же, если вы слышите скрежет, тормозные колодки полностью изношены. В этом случае следует воздержаться от вождения автомобиля и как можно скорее проверить и заменить тормоза.

Частые вибрации

Если ощущается ощутимая вибрация при нажатии ногой на педаль тормоза, возможно, колодки деформировались из-за чрезмерного нагрева.

Тянет в одну сторону

Когда кажется, что автомобиль отклоняется в сторону при торможении, возможно, вы имеете дело с неисправностью тормозов, что может вызвать серьезные проблемы при торможении в экстренных ситуациях.

Заедание ручного тормоза

Возникновение сопротивления при снятии ручного тормоза и трогании с места — еще один признак того, что ваши колодки нуждаются в замене. Если это произойдет, обратитесь к специалисту; вождение с затянутым ручным тормозом может привести к нагреву тормозов, что приведет к их повышенному износу и повреждению.

Как проверить тормозные колодки?

В зависимости от модели автомобиля можно визуально проверить, в каком состоянии находятся ваши колодки. Посмотрите между спицами колеса, вы должны увидеть внешнюю колодку, прижатую к тормозному диску. Если вы видите что-то менее 3 мм от колодки, вам следует проверить тормозные колодки.

Некоторые тормозные колодки имеют прорезь для индикатора износа по центру колодки. Если вы не видите слот или он едва виден, то вам следует заменить тормозные колодки.

Сколько стоит замена тормозных колодок?

Хотя вы всегда можете пойти по пути замены тормозных колодок своими руками, это не самая простая задача. Вместо этого мы рекомендуем, чтобы профессионалы сделали это за вас. В этом случае вам, вероятно, будет интересно, сколько стоит замена тормозных колодок.

Цены, конечно же, будут варьироваться в зависимости от марки и модели, а также от ремонтной мастерской. Но, как правило, вы будете смотреть от 90 до 165 фунтов стерлингов за два колеса.

Имейте в виду, что замена передних колодок не означает одновременной замены задних колодок. Поскольку тормозная нагрузка на каждую ось различна, износ также будет разным. Передние тормозные колодки обычно изнашиваются быстрее и требуют более частой замены.

Как продлить срок службы тормозных колодок

Вы можете поддерживать состояние своих тормозных колодок и сократить частоту их замены, если будете помнить о следующих советах:

  • Предугадывайте ситуацию с торможением, плавно и плавно нажимая на педаль тормоза
  • Следите за своей скоростью – внезапное нажатие на тормоза оказывает на них чрезмерное давление
  • Точно так же ваше ускорение должно быть равномерным и постепенным
  • Избегайте вождения с тяжелым грузом. Освободите автомобиль от всего, что вам не нужно в путешествии, и обязательно снимите багажник на крыше, если он не используется.

Хотите узнать больше о Brindley Group? Нажмите здесь, чтобы ознакомиться со всеми нашими новостями из автомобильного мира, или, если вы ищете новый автомобиль, узнайте, как мы можем помочь в нашем домашняя страница .

Как проверить тормозные колодки и диски

Осмотр тормозных колодок и дисков является важной частью регулярного технического обслуживания. Тормоза являются изнашиваемым элементом, и несколько факторов могут определить, как долго они прослужат, в том числе:

  • Стиль вождения
  • Режим вождения
  • Годовой пробег
  • Климатические условия
  • Географическое положение

Тест-драйв 900 09

Ваши тормоза и звук во время движения могут указывать на возможный чрезмерный износ тормозов. Вот что нужно проверить во время вождения:

Предупреждающий индикатор

Если горит красный стоп-сигнал, это может свидетельствовать о низком уровне жидкости, если колодки изношены. Если горит желтый стоп-сигнал, электронный датчик определяет износ тормозных колодок.

Дополнительные сведения см. в руководстве пользователя.

Скрип или скрежет

Металлический индикатор износа, соприкасающийся с тормозным диском, может вызывать визг при износе тормозных колодок. Скрипящий звук может указывать на контакт металла с металлом между тормозной колодкой и ротором.

Вибрация педали тормоза и/или рулевого колеса

Вибрация педали тормоза или рулевого колеса может указывать на деформацию тормозных дисков или неравномерный износ тормозных колодок.

Тянет в одну сторону

Во время торможения автомобиль может тянуть в одном направлении. Это может указывать на то, что тормозные колодки застряли или застряли в суппорте. Также возможно заедание поршня суппорта.

Визуальный осмотр

Некоторые визуальные осмотры позволяют выявить состояние ваших тормозных колодок и дисков. Выполните следующие шаги, чтобы определить состояние ваших тормозов:

Проверка уровня тормозной жидкости

Откройте капот и найдите бачок тормозной жидкости в задней части двигателя со стороны водителя. Проверьте, находится ли тормозная жидкость на линии «полный». Если уровень тормозной жидкости низкий, поршни тормозного суппорта могут быть выдвинуты из-за износа тормозных колодок.

Осмотр тормозных колодок через колеса

Возможно, вы сможете осмотреть тормозные колодки через колеса. Материал тормозных колодок не должен быть меньше четверти дюйма.

Снимите колеса для проверки тормозов

Возможно, вам придется снять колеса, чтобы увидеть тормозные колодки. Колеса лучше снять для более тщательного осмотра.

  1. Поднимите и поддержите автомобиль.
  2. Снимите колесо.
  3. Осмотрите суппорт и осмотрите внутреннюю и внешнюю колодки.
  4. Если материал колодки изношен неравномерно или менее чем на четверть дюйма, тормозные колодки следует заменить.
  5. Осмотрите тормозные диски на наличие канавок, изъязвлений или выступов. Если ротор не гладкий, его следует заменить.
  6. Всегда заменяйте или обновляйте тормозные диски при замене колодок.
  7. Повторите проверку тормозов на остальных колесах.
  8. Всегда заменяйте обе тормозные колодки (и оба ротора) на каждой оси. Никогда не заменяйте только одну сторону.

Leave a Reply