Содержание
АвтоВАЗ не заметит ухода Datsun – Бизнес – Коммерсантъ
Возможное решение концерна Nissan по отказу от производства бюджетной марки Datsun в России не повлияет на загрузку завода АвтоВАЗ в Тольятти, где они выпускаются, считают аналитики и собеседники “Ъ” на рынке. По данным Reuters, Datsun якобы поглощает продажи Nissan на ряде рынков, но в РФ марка конкурирует только с моделями Lada и собирается на ее платформе. В случае сворачивания бренда АвтоВАЗ заместит ее продажи. При этом сам Nissan в РФ также не чувствует себя комфортно: продажи падают, на рынке говорят о короткой модельной линейке, в расширение которой, по словам источников “Ъ”, головной офис не готов инвестировать.
Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ
Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ
Nissan готовится к значительному сокращению мощностей на небольших для себя рынках, чтобы сосредоточить усилия на продажах в США и Китае, сообщило агентство Reuters со ссылкой на источники. В рамках «плана по восстановлению» японский автоконцерн намерен резко отойти от стратегии, заданной бывшим главой альянса Renault-Nissan-Mitsubishi Карлосом Гоном и предусматривающей массовую экспансию бизнеса.
По данным агентства, в частности, Nissan может отказаться от нерентабельных продуктов — некоторых модификаций пикапа Titan, а также закрыть недозагруженные производственные линии. Последнее, по словам собеседников Reuters, видимо, сильнее всего ударит по заводам на развивающихся рынках, собирающим автомобили под маркой Datsun и другие малолитражные машины.
Сокращение мощностей может затронуть все рынки, где собираются автомобили, за исключением Китая, хотя речь не идет о закрытии целых заводов или выводе производств из страны.
В целом концерн планирует сосредоточиться на США и Китае. В США, согласно плану, Nissan откажется от практики наращивания доли рынка за счет продажи автомобилей в автопарки, в том числе аренды, с большими скидками, что влияло на прибыльность и имидж концерна.
Nissan в 1981 году ликвидировал бренд Datsun ради продвижения собственной марки, но в 2013 году Карлос Гон представил в Индии новый автомобиль под этой маркой. Datsun с 2014 года выпускает автомобили в Индии, Индонезии, России, также они представлены в Южной Африке. Производство Datsun в России идет на АвтоВАЗе на платформе Kalina (сейчас там также производится Granta). Модели разрабатывались индивидуально для каждого рынка.
Источники Reuters говорят, что у Nissan возникли проблемы после развертывания Datsun, в частности, в Индонезии, где те стали поглощать продажи Nissan.
В России в линейке Datsun представлены только седан on-DO и хетчбэк mi-DO, которые фактически представляют собой перелицованные модели Lada, тогда как в других регионах присутствия марки также продается кроссовер.
Ценовое позиционирование Datsun в России такое, что не мешает продажам Nissan или даже Renault и новых моделей Lada, сказал “Ъ” глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Олег Мосеев. Возможность объединить Datsun и Nissan под одним брендом он оценивает скептически, вспоминая опыт Renault: тот стал продавать в России в отличие от Европы модели Dacia Logan, Duster и Sandero как Renault, что изменило позиционирование марки на рынке как низкобюджетной. Владимир Беспалов из «ВТБ Капитал» также не видит смысла в объединении марок на российском рынке, в частности, говоря о том, что в России сильно представление о Nissan как более дорогом бренде.
В российском офисе Nissan назвали тему спекуляцией и отказались от комментариев. В АвтоВАЗе возможное сворачивание сборки Datsun также не комментируют. Правда, отмечают источники “Ъ”, с учетом того, что на том же конвейере производится Lada Granta, продажи которой, по данным АЕБ, в январе-сентябре составили почти 97 тыс. машин, закрытие сборки Datsun с реализацией в 16,5 тыс. машин за тот же период не окажет эффекта на АвтоВАЗ.
Но проблемы у Datsun в России есть, полагают собеседники “Ъ”, и связаны они с ограниченной модельной линейкой, однако их не избежал и сам Nissan. По словам одного из источников “Ъ”, по сути, у Nissan после отказа от седанов и ухода внедорожника Patrol в 2017 году остались лишь две продаваемые модели и две нишевые.
По мнению собеседника “Ъ”, в целом будущее Nissan в России остается неопределенным: российское представительство понимает проблемы с ограниченным модельным рядом, но в условиях падающего рынка производитель не намерен направлять в РФ значительные инвестиции.
У Nissan есть завод в Петербурге мощностью в 100 тыс. машин в год, где выпускаются модели Nissan Qashqai, X-Trail, Murano. В 2018 году производство на нем выросло на 23%, но осталось недозагруженным — было выпущено только 56,5 тыс. машин. При этом, как сообщал “Ъ” 4 февраля, Nissan в альянсе с Mitsubishi и Renault стал привлеченной стороной в специнвестконтракте АвтоВАЗа. Mitsubishi в последние годы обеспечивал основную загрузку калужского завода ООО ПСМА (70% у PSA, 30% у Mitsubishi). После окончания жизненного цикла производимых моделей Mitsubishi может покинуть калужское производство — примерно в 2022 году, перейдя на площадки альянса, в том числе и Nissan. Доля Nissan на российском авторынке в январе-сентябре упала на 0,7 процентного пункта, до 3,8%, Datsun — выросла на 0,2 процентного пункта, до 1,3%. Продажи Nissan за тот же период упали на 16%, до 48,7 тыс. штук.
Владимир Беспалов полагает, что для Nissan Россия сегодня не находится в фокусе. Если же будет принято стратегическое решение по отказу от производства Datsun, то модели Lada вполне смогут заместить этот объем, говорит аналитик.
Ольга Никитина
Business FM Санкт-Петербург — Из России уходит Datsun
ЦБ 26.04
$81.55
€90.03
ММВБ 26.04
$
€
BRENT 26.04
$81.22
₽6623
RTS 26.04
1013.87
Программы
Проекты
Популярное
- Главная
- Программы
- Автотехнологии
03.06.2020
Ну что же, отсчет первым жертвам коронавируса среди автопроизводителей положен – из России уходит Datsun. Производство автомобилей завершится до конца 2020 года, после чего машины будут продаваться еще какое-то время, пока физически не закончатся. Стоит ли об этом жалеть и кто может оказаться на очереди?
Читайте также
Напомню, что японский бренд Datsun был возрожден в 2012 году как бюджетное подразделение марки Nissan для развивающихся рынков. Для каждой страны делались недорогие модели, как правило, на базе снятых с производства «Ниссанов».
В России же Datsun в рамках альянса Renault-Nissan-АвтоВАЗ пошел минимально затратным путем и предложил соотечественникам под японским именем слегка доработанные «Ладу Калину» и «Гранту». Как ни странно, обе машины относительно неплохо продавались, однако вывести автокомпанию на запланированные финансовые показатели так и не смогли.
Масла в огонь подлил скандал с главой альянса Карлосом Гоном, а также натянутые отношения между французскими и японскими акционерами Renault-Nissan. До максимума обострила все проблемы пандемия коронавируса.
Собственно, сам Nissan тоже чувствует себя не лучшим образом. Японский концерн объявил о масштабных сокращениях по всему миру. Закрывается завод в Испании, где люди уже вышли на протесты. Сворачивается производство в Индонезии, а из Южной Кореи бренд уходит полностью. Основными рынками отныне объявлены США, Китай и Япония. Все остальные, включая Европу и Россию, получат статус второстепенных регионов.
В нашей стране Nissan останется и сосредоточится на выпуске кроссоверов. Правда деятельность марке также придется сократить. Работа завода в Петербурге заморожена минимум до 30 июня, а после продолжится в одну смену с увольнением около 500 сотрудников.
Собственно, последствия для автопрома ожидаемые. Если в России продажи машин в мае упали более чем на 70%, то в некоторых странах Европы обвал достиг свыше 80%, а в целом мировая автоторговля обвалилась на 45%.
Для тех производителей, кто и до коронавируса имел финансовые сложности, это катастрофические показатели, учитывая, что к нормальной жизни мир вернется не скоро. Надо признать, что уход Datsun – это только «первая ласточка» в череде последующих банкротств.
Автор: Business FM Санкт-Петербург
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.
Комментарии на сайте работают в режиме премодерации. В связи с этим их появление на сайте будет занимать некоторое время. Немедленно высказать свое мнение по любой теме вы можете в наших группах Facebook, ВКонтакте и Twitter.
Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.
Урок истории: имя Datsun
Это официально — спустя 27 лет табличка с названием Datsun вернулась, когда она будет приклеена на переднюю часть бюджетного автомобиля размером с Micra. У него пять дверей. Имеет двигатель объемом 1,2 литра. Это стоит 4500 фунтов стерлингов. И это рождено чреслами Nissan.
Во многих отношениях это очень похоже на 1934 год. Только с меньшим количеством Адольфов Гитлеров. И Великие депрессии. И запрещающие законы. И Аль Капонес…
Хорошо, так что это совсем не похоже на 1934 год. Но в том году Nissan Motors была образована в результате слияния двух японских автомобильных компаний: DAT Automobile Co. и Jitsuyo Automobile Co. Но вместо того, чтобы использовать новый, Nissan табличку с названием на передней части своих автомобилей, они решили назвать их Datsun — прозвище, которое DAT Automobile Co использовала с прошлого года, — которое было вариантом Datson, имя, использовавшееся с момента выпуска первого автомобиля компании за год до этого, изменилось. потому что это звучало слишком похоже на японскую фразу, означающую «потерять деньги».
Запутанно, да? Могло быть и хуже. И, действительно, вскоре был. Автомобильная составляющая деятельности Nissan была дорогостоящей, поэтому, чтобы удержаться на плаву, компания производила запчасти для Ford и GM, поскольку обе компании были в муках изгнания из Японии новым, на тот момент воинственным правительством. Дело в том, что правительство, или, скорее, его военная составляющая, заметило возможность — оно хотело, чтобы Nissan сосредоточился на производстве военных грузовиков для своих военных нужд.
Тяжелая рука опустилась, и Nissan запустил серию роскошных автомобилей на базе Graham-Paige Crusader с использованием инструментов, закупленных и импортированных из США. Что еще более важно, упомянутые автомобили, продаваемые в Японии как Nissan Model 70, первыми, использующие имя компании, использовали огромные двигатели мощностью 85 л.с., которые можно было использовать для питания армейского грузовика. Как и модель 80 фирмы, выпущенная в 40-х годах.
Затем грянула Вторая мировая война. Единственной заботой Nissan было производство автомобилей для военных и, на короткое время, самолетов. После того, как мир был провозглашен и он пережил многочисленные страхи перед банкротством и агрессивные профсоюзные споры, примечательно, что именно американцы вытащили его из пропасти. В 1950 году армия США через ООН ввела в эксплуатацию множество мини-грузовиков для своих линий снабжения в Корею.
В 50-х годах было несколько шишек в форме профсоюзов, но это было десятилетие, когда компания Nissan выросла до огромных размеров. Производство множества новых моделей, включая седан на базе Austin A50, увеличилось с 865 автомобилей в 1950, до более чем 32 000 в 1959 году. Теперь он мог начать расширяться. И становится дерзкой.
Компания считала, что лучше всего ей подойдет Америка. Это было, эээ, интересное решение, учитывая, насколько непростыми были отношения во время Второй мировой войны. Но это было также звуковым. Mitsubishi импортировала их в Калифорнию, и они продавались медленно, но надежно.
Продажи за границей означали, что было достаточно денег, чтобы участвовать в гонках, и в 1958 году команда Datsun выиграла австралийское ралли Mobilgas Trial на автомобиле 210 под названием «Fuji-Go». В следующем году это также добавило немного желанности в процесс с тряпичным верхом Fairlady, построенным из головокружительно современного пластика, армированного стекловолокном, и, если вы были поклонником Austin-Healey, стилизованным под дежавю. Это, наряду с новым Bluebird, подняло продажи в Америке до 1,29.0.
Перемотаем вперед несколько моделей, все из которых, кажется, названы в честь героев ситкома семидесятых — Седрика, Сильвии, Глории — и Datsun создал уникальное предложение в Америке. Надежный. Маленький. Дешевый. Но вот появились первые по-настоящему желанные японские автомобили. В 1969 году родились модели 510 GT-R и Fairlady Z, разработанные специально для рынка США.
510 — по крайней мере, в кулинарном разнообразии (GT-R был только для японского рынка) — привлекал внимание покупателей, а 240Z — других соседних органов. В Штатах за десятилетие было продано около миллиона Z. Корвету потребовалось 25 лет, чтобы достичь таких же показателей.
Между тем, импорт в Европу начал понемногу расти с 1962 года, когда в Финляндию было экспортировано более 700 экземпляров Bluebirds. Вскоре после этого свою долю получили Нидерланды, Бельгия, Швеция, Дания и Швейцария, за ними последовали Великобритания и Франция. Предложение было таким же — безопасное, надежное, дешевое и иногда интересное на вид — что завоевало самые бережливые сердца Блайти и место на большинстве британских улиц.
Наступил 1984 год, когда бренд Datsun прочно утвердился во всем мире, и компания Nissan решила, что пора продавать свои автомобили под шильдиком родительского бренда. Датсун отказался. Но это было дорогое решение. Замена вывесок в 1100 дилерских центрах Datsun обошлась в 30 миллионов долларов. Изменение маркетингового эпитета с «Datsun, нас везут!» до «The Name is Nissan» стоил 200 миллионов долларов. Затем было потрачено еще 50 миллионов долларов на одобренную, но ненужную рекламу Datsun. В общем, это было упражнение на 500 миллионов долларов…
Но он вернулся, правда, только для индийского рынка. Но хотели бы вы снова увидеть его на улицах Британии? Если да, то какая модель?
ИЗМЕНЕНИЕ НАЗВАНИЯ DATSUN СТОИТ ДОРОГО ДЛЯ NISSAN
Business|ИЗМЕНЕНИЕ НАЗВАНИЯ DATSUN СТОИТ ДЛЯ NISSAN
https://www. nytimes.com/1984/01/23/business/datsun-name-shift-is-costly- for-nissan.html
Реклама
Продолжить чтение основной истории
Кредит… The New York Times Archives
См. статью в ее первоначальном контексте от
23 января 1984 г., раздел D, стр. 1. Купить репринты.
Об архиве
Это оцифрованная версия статьи из печатного архива The Times до начала публикации в Интернете в 1996 году. Чтобы сохранить эти статьи в первоначальном виде, The Times не изменяет, не редактирует и не обновляет их.
Иногда в процессе оцифровки возникают ошибки транскрипции или другие проблемы; мы продолжаем работать над улучшением этих архивных версий.
Компания Nissan Motor Company Ltd., четвертый по величине производитель автомобилей в мире, только что потратила два года и миллионы долларов на успешные попытки уничтожить одну из самых известных автомобильных марок этой страны.
50-летняя японская компания находится в процессе отказа от названия Datsun, чтобы объединить свой международный маркетинг под единым корпоративным флагом. Начиная с октября прошлого года, компания начала продвигать все свои автомобили под маркой Nissan. Все старые модели, которые до сих пор носят логотип Datsun, теперь также имеют бирку Nissan.
Компания не предоставила оценку стоимости перехода, но Уолтер Маргулис, глава компании Lippincott & Margulies, которая специализируется на корпоративных преобразованиях, сказал, что это изменение может легко добавить от 50 до 100 миллионов долларов к обычным расходам Nissan на продвижение.
Крупнейшие расходы на вывески
Для 1100 дилерских центров страны смена, среди прочего, означает новые канцелярские товары, брошюры, рекламные щиты и оплату юридических услуг для тех, кто должен перерегистрироваться под новыми именами. По словам Роберта Кента, вице-президента по маркетинговым услугам Nissan, самые большие расходы будут связаны с заменой двух или трех самых больших вывесок в каждой торговой точке Datsun, проект, который будет стоить более 150 000 долларов.
«У меня есть неоновая вывеска высотой 60 футов, замена которой, вероятно, обойдется мне в 12 000–15 000 долларов», — сказал Дэйв Краунс из Central Datsun в Скенектади, штат Нью-Йорк, ожидающий в марте решения Nissan о том, стоит ли субсидировать такую вывеску. расходы.
Nissan, который экспортирует автомобили в 130 стран, заявил, что его автомобили используют логотип материнской компании на большинстве рынков, включая внутренний рынок.
Укрепление глобального имиджа
Как и многие другие корпорации, сменившие свои названия, Nissan надеется, что это изменение объединит глобальный имидж компании, по словам Джона Макдоннелла, представителя Nissan в США.
«Это было не наше решение, — объяснил мистер Макдоннелл. «В Японии этим именем гордились, и поэтому решили придерживаться его». опрошенных американских потребителей. Два года назад, напротив, имя Nissan набрало 1 процент в так называемых непроизвольных исследованиях узнаваемости бренда. Даже сегодня, признает компания, имя Nissan узнают только 6 процентов опрошенных.
Но популярность — это одно, а продажи — другое. Несмотря на смену названия, продажи автомобилей Nissan в этой стране в 1983 году составили рекордные 521 902 автомобиля, что на 11% больше, чем в предыдущем году.
Много объяснений
Многие дилеры, которые когда-то опасались смены названия, с тех пор изменили свое мнение. Чет Швейковски, менеджер Лонг-Айленда, согласился на переход, хотя это означало, что в течение большей части прошлого года ему приходилось много объяснять.
Бесчисленные клиенты пришли в его демонстрационный зал в Вестбери на Олд Кантри Роуд, их сердца были настроены на 1984 Datsun, только чтобы найти Nissans. «Когда Datsun представила первый автомобиль с лейблом Nissan, потенциальные покупатели спрашивали: «Что это такое?» Это Датсун или нет? Мы этого больше не получаем», — сказал г-н Швейковски.
Некоторые продавцы говорят, что дополнительная реклама материнской компании компенсирует любые неудобства или потерю доходов, хотя представители Nissan утверждают, что их рекламный бюджет в размере 105 миллионов долларов в год не изменился. Г-н Кент из Nissan приписал неправильное представление отчасти новым рекламным роликам, а отчасти — мощной рекламе в программе «Футбол в понедельник вечером»9.0003
Тем не менее, некоторые дистрибьюторы не торопятся вносить изменения. «То, на чем они настаивают, и то, что делаем мы, — две разные вещи, — сказал Марвин Хиллс из Manhattan Datsun. «Мы по-прежнему говорим «Датсун». Именно так нас узнают клиенты».
Преимущества в будущем
Несмотря на всю критику, смена названия продукта на Nissan может иметь преимущества в будущем. Компания Nissan, которая также производит вилочные погрузчики, яхты, ткацкие станки и ракеты, заявила, что переход — это «средство для объединения всех маркетинговых усилий, помимо автомобилей» 9.0003
Линия Datsun была представлена в 1914 году под названием «Dat», состоящим из инициалов трех инвесторов-основателей. Позже японцы выпустили уменьшенную версию того же автомобиля в 1931 году, получившую название «сын Дата».
В 1958 году Nissan представил Datsun на американском рынке, было продано 123 автомобиля.