Содержание
какой привод ГРМ лучше? — журнал За рулем
В среде автолюбителей никогда не утихнут споры, какой привод газораспределительного механизма предпочтительнее: ременный или цепной? Еще раз разбираемся в проблеме и собираем воедино все аргументы за и против.
Вначале были шестерни
Начнем с истории вопроса. На заре создания двигателей внутреннего сгорания самым простым и логичным был привод распределительного вала с помощью шестерен. Нужно, чтобы распредвал вращался вдвое медленнее коленчатого вала, а потому две шестерни с числом зубьев, относящимся как 1:2, представлялись идеальным решением. Схема с шестеренным приводом обладает самой высокой надежностью. Недаром на знаменитом танке Т-34 устанавливался двигатель В-2, у которого не только привод клапанов, но и всех вспомогательных агрегатов осуществлялся шестернями. Предвоенные, да и некоторые послевоенные легковые автомобили отечественного производства также имели шестеренный привод ГРМ с нижним расположением распредвала.
На цепь его!
Конструкторы автомобильных двигателей довольно быстро пришли к выводу, что распределительному валу место рядом с клапанами. Это решение упрощает привод клапанов и снижает инерционность, что особенно важно для высокооборотных моторов. И расстояние между распределительным и коленчатым валами стало достаточно велико, особенно на длинноходных двигателях. Такими называют моторы, у которых ход поршня больше, чем диаметр цилиндра. К тому времени уже были освоены в производстве втулочно-роликовые цепи, которые и стали применять для привода распредвалов. Передаточное отношение обеспечивала двукратная разница в числе зубьев ведущей и ведомой шестерен. А цепи применяли двухрядные, для надежности.
Шестеренный привод ГРМ сохранился на современных V-образных многоклапанных моторах. Это стало возможным потому, что распредвалы, расположенные в развале V-образного блока цилиндров, находятся относительно близко к коленчатому валу.
Главные неисправности в дороге (и как устранить их своими руками)
Впервые на массовом отечественном двигателе цепной привод появился на москвичовском двигателе УЗАМ-412, разработанном в первой половине 60-х годов прошлого столетия. А вскоре началось триумфальное шествие Жигулей, на которых вплоть до начала восьмидесятых безраздельно господствовал цепной привод распредвала.
Отмечу, что при использовании цепного привода всегда возникают сложные колебания системы, вызванные неравномерностью работы цепи. Для гашения этих колебаний мотористам приходится устанавливать успокоители в виде пластмассовых (иногда стальных обрезиненных) пластин. При этом цепь необходимо натягивать. Делать это приходится и сразу после сборки мотора, и в процессе эксплуатации в связи с удлинением (вытяжкой) цепи.
Откуда берется «вытяжка»? Интересный вопрос. Конечно, не может быть и речи об удлинении под нагрузкой каждой отдельной пластинки, составляющей цепь. Рассчитать на прочность эти элементы проще простого. Удлинение цепи происходит при износе, увеличении зазора в каждом шарнире, а их, как правило, больше сотни. Соответственно, и суммарная длина цепи может расти на несколько миллиметров по мере износа.
Ранние импортные и описанные выше отечественные двигатели имели механические натяжители с пружиной, обслуживаемые при каждом ТО. При этом цепи на наших моторах (напомню, двухрядные) ходили при должном обслуживании немногим больше 100 000 км. Далее тольяттинские моторостроители на много лет прекратили разрабатывать новые конструкции с цепным приводом, и только при модернизации старого доброго двигателя рабочим объемом 1,7 л для Chevrolet Niva и Lada 4×4 немного изменили конструкцию. Вместо двухрядной применили однорядную цепь, снабдив ее гидравлическим натяжителем. Замечу, что при равном качестве материалов ресурс однорядной цепи меньше: ведь в двухрядной цепи поверхностей пластин, взаимодействующих с валиками, минимум три, а в однорядной — только две.
Вот такой узкой стала цепь на нынешних вазовских полноприводниках.
Мировое моторостроение меж тем перешло на зубчатые цепи, что позволило снизить шум и износ. Достигнут такой эффект благодаря тому, что количество пластин, работающих в паре с валиками цепи, увеличено до четырех даже в самых простых конструкциях. Вторым фактором, продлившим срок службы цепей и сделавших их необслуживаемыми, стало применение гидравлических натяжителей. Такие устройства обеспечивают постоянное необходимое натяжение цепи, особенно если снабжены храповым механизмом, который уже не отдаст обратно отвоеванную у цепи слабину.
Так выглядит цепной привод распредвалов в двигателе корейских автомобилей Kia Rio или Hyundai Solaris прошлого поколения. Так выглядит цепной привод распредвалов в двигателе корейских автомобилей Kia Rio или Hyundai Solaris прошлого поколения. | В современных многоцилиндровых V-образных двигателях цепей может быть несколько, включая и небольшую цепочку привода масляного насоса. В современных многоцилиндровых V-образных двигателях цепей может быть несколько, включая и небольшую цепочку привода масляного насоса. | На оппозитных двигателях конструкторы тоже применяют цепной привод. На оппозитных двигателях конструкторы тоже применяют цепной привод. |
Да, кстати, вы в курсе, что на народном любимце Логане стоит цепь? «Нет, неправда, автор сошел с ума! Там ремень!» — скажете вы. А вот и нет. Масляный насос на этом достойном двигателе действительно приводит небольшая цепь.
Явление ремня народу
Регламентные работы, которые все игнорируют (а зря!)
До поры до времени неметаллические материалы использовались в двигателе только в виде прокладок или сальников. Как вдруг в середине пятидесятых годов прошлого века американцы впервые наладили привод распредвала резиновым ремнем. Конечно, это был не такой ремень, который крутит генераторы и компрессоры кондиционера. Во-первых, требовалось синхронное вращение валов, то есть должно быть исключено проскальзывание ремня, а во-вторых, прочность ремня и его зубьев должны обеспечивать работоспособность двигателя в течение длительного срока.
На просторах нашей Родины ремень появился впервые на двигателе ВАЗ-2105. Заводчане изменили конструкцию двух базовых деталей – блока цилиндров и его головки, чтобы не отставать от мирового прогресса автомобилестроения. Ремни ходили не очень долго, являлись приличной головной болью для хозяев, но их обрыв не был фатален для мотора. Конструкция предусматривала, что при любых взаимных положениях коленчатого и распределительного валов встречи клапанов с поршнями не происходило. Иными словами, даже в дороге – заменил ремень и езжай дальше. Правда, такой мотор выпускали не очень долго.
С появлением переднеприводного семейства ВАЗ ремень стал основным типом привода ГРМ. Были в линейке новых моторов и «втыковые», и «невтыковые» модели и их модификации. Но постепенно требования к мощности и экологии привели к необходимости даже восьмиклапанный двигатель сделать по конструкции втыковым. А у шестнадцатиклапанников подобная конструкция была изначально.
Натяжной ролик и поверхность зубчатого ремня двигателя Приоры. Объявленный ресурс ремня — 200 000 км. Посмотрим…
Но русского умельца так просто современными евронормами не возьмешь. Сейчас в продаже есть поршни, предотвращающие встречу клапанов при обрыве ремня — и к восьми-, и к шестнадцатиклапанникам. О чем это говорит? О том, что ремни-то, похоже, рвутся, как и прежде, ну а спрос рождает предложение. К слову, для импортных двигателей я таких поршней в продаже не встречал.
Ременный привод в двигателе Chevrolet Cruze. Современная схема привода ГРМ с двумя фазовращателями требует применения широкого (1 дюйм) ремня.
Плюсы ременного привода | Минусы ременного привода |
|
|
Плюсы цепного привода | Минусы цепного привода |
|
|
Выводы
Так ли сильно изменился автомобиль за 130 лет?
Способ привода газораспределительного механизма – ремнем или цепью — редко становится определяющим фактором при выборе автомобиля. Но задуматься все-таки заставляет. Ведь он порой может изменить судьбу автомобиля. Характерен пример с нашей редакционной Грантой.
Если данная модель двигателя не славится малым ресурсом цепи (отзывы на профильных форумах вам в помощь), то цепной привод лучше ременного. Ременный привод выдерживает только пробег до регламентной замены, а цепь может ходить дольше. Недаром же существует совет: покупаете бэушный автомобиль – сразу замените все ремни, включая ГРМ.
Не хочу никого обидеть, но владельцы автомобилей, где привод ГРМ осуществляется цепью, несколько снисходительно взирают на тех, кто периодически задумывается: «А как там поживает мой ремень?..».
Расскажите в комментариях, какой тип привода ГРМ нравится вам и почему.
плючы и минусы, что выбрать
В приводе газораспределительного механизма современных автомобилей используется как цепь, так и ремень. Они передают вращение от шестерни коленвала к распределительному валу.
И ремень и цепь ГРМ имеют как ряд достоинств, так и недостатков. Это позволяет им уверенно конкурировать в приводе газораспределительных механизмов транспортных средств.
Ременной привод ГРМ
Ремень в привод ГРМ начали ставить значительно позже цепи. Он удешевляет и облегчает конструкцию передачи вращения к газораспределительному механизму.
Ремень обладает большей эластичностью. Это позволяет ему более бесшумно вращаться. Он отменно гасит крутильные колебания.
Для нормальной работы ременного привода не требуется смазка. Более того масло разрушающе действует на резину из которой изготовлен ремень. Хорошая эластичность позволяет отлично работать независимо от температуры.
Конструкция двигателей с ременным приводом ГРМ позволяет легко выполнять диагностику и замену расходника. При этом ремень значительно дешевле цепи. Поэтому необходимость его периодической замены не столь сильно бьет по карману автовладельца.
Появление трещин на ремне из-за его старения
Резина из которой изготавливается ремень, склонна к старению. Она теряет свои свойства, даже если автомобиль не эксплуатируется. Поэтому ресурс ремня выражается не только в километрах, но и в годах.
Ремень более чувствителен к износу и нагрузкам. Многие автовладельцы сталкиваются с обрывом ременного привода. На большинстве автомобилей это ведет к удару поршней с клапанами. В результате может потребоваться капитальный ремонт мотора.
Сильно изношенный ремень
Таблица — Краткий обзор плюсов и минусов ременного привода ГРМ
Плюсы | Минусы |
---|---|
Малый шум | Необходимость использовать несколько дополнительных сальников |
Хорошее гашение крутильных колебаний | Попадание воды может вызвать проскальзывание |
Отсутствие чувствительности к залитому в мотор масла | Склонность резины к старению |
Простота диагностики и замены | Порыв ремня происходит мгновенно и неожиданно, без предупреждающих звуков |
Уменьшение массы мотора | Требуется периодическая замена согласно регламенту |
Обзор цепи
Содержание
- Обзор цепи
- Выбор между ремнем и цепью
На заре автомобилестроения считалось, что однозначно лучше цепь. Поэтому она стоит на большинстве ретро автомобилей. За все время своего существования цепной привод показал себя надежным и долговечным.
Раннее большинство цепей были двухрядными или трехрядными. Поэтому их практически невозможно оборвать сразу. Поврежденная цепь начинает шуметь и это является сигналом необходимости ее замены.
Двухрядная цепь
Для уменьшения длины двигателя конструкторам пришлось укоротить ширину цепи. Постепенно она стала однорядной. Это привело к тому, что ее ресурс стал практически сопоставим с ремнем. При этом замена и диагностика сложнее и дороже.
Однорядная цепь
Растяжение цепи
Постепенно вместо роликовой появилась пластинчатая цепь. Ее шипы входят в зацепление с шестерней распредвала аналогично ремню. Уход от роликовой конструкции еще больше снизил ресурс цепного привода.
Сравнение пластинчатой и роликовой цепи
Таблица — Плюсы и минусы цепного привода
Плюсы | Минусы |
---|---|
Дешевле в эксплуатации для первого владельца | Увеличивает вес мотора |
Высокий ресурс | Зависит от давления масла |
Защищенность от внешних факторов | Возможно перескакивание зубьев |
Не нуждается в замене «по возрасту» | Повышенный шум |
Редко рвется, а при износе начинает шуметь | Тенденция снижения ресурса цепных приводов |
Выбор между ремнем и цепью
При прочих равных условиях предпочтение лучше отдать машине с цепным приводом. Однако не стоит отказываться от покупки авто из-за ремня в приводе ГРМ. При своевременной замене расходника риск столкнуться с проблемами минимален.
Цепь ГРМ Против. Ремень ГРМ: какой лучше?
Ремень ГРМ или цепь ГРМ — один из важнейших компонентов двигателя вашего автомобиля. Вы можете задаться вопросом – какой из них лучше? Когда дело доходит до ремней и цепей ГРМ, есть явный победитель. Но если вы пытаетесь обновиться, скорее всего, вам не повезло.
Независимо от того, исследуете ли вы новый автомобиль или просто пытаетесь получить немного больше информации об этих критических компонентах, я вам помогу.
Цепь ГРМ и ремень ГРМ Отличия
Самая большая разница между цепью ГРМ и ремнем ГРМ заключается в шуме и ожидаемом сроке службы. Цепь часто не требует обслуживания, а ремень ГРМ необходимо заменять через определенные промежутки времени. Ремень ГРМ работает тише, без такого шума, как цепь ГРМ.
Это всего лишь краткий ответ на ваш вопрос, и это еще не все. Читайте дальше, чтобы узнать все, что вам нужно знать о различиях, чтобы узнать, какой из них лучше.
Что такое ремень/цепь привода ГРМ?
Как следует из названия, ремни и цепи ГРМ регулируют синхронизацию двигателя. Он соединяет ваш коленчатый вал с распределительным валом и контролирует, когда каждый впускной и выпускной клапан открывается и закрывается. Без этого важного компонента ваш двигатель не заработает, и вы, скорее всего, разгоните двигатель за считанные минуты, если не секунды.
Это чрезвычайно важный компонент, даже если вы его не видите. Это потому, что и ремни ГРМ, и цепи ГРМ закрыты, и вам нужно снять массу различных компонентов, чтобы добраться до них.
Кроме того, когда вы заменяете ремень ГРМ или цепь ГРМ, это не только трудоемкий процесс, но и очень сложный с технической точки зрения. Если вы случайно выровняете новый ремень или цепь с неправильными канавками, у вас будет рассинхронизация двигателя, и это может быстро привести к большому повреждению.
Итак, если вам нужно заменить ремень ГРМ или цепь ГРМ вашего автомобиля, и вы не знаете, что делаете, лучше отвезти автомобиль к сертифицированному механику, а не пытаться разобраться в этом самостоятельно. Хотя может быть заманчиво попытаться сэкономить несколько долларов заранее, долгосрочные эффекты просто не стоят риска.
Обзор цепей привода ГРМ
Цепи привода ГРМ представляют собой толстые металлические цепи, соединяющие распределительный вал с коленчатым валом. Вам, вероятно, никогда не понадобится заменять цепь ГРМ, но вам может понадобиться заменить направляющие, которые удерживают вашу цепь ГРМ на месте.
Но большинство производителей не рекомендуют менять эти направляющие минимум через 150 000 км, а иногда и больше. Преимущество цепи ГРМ заключается в том, что, как только она окажется в вашем автомобиле, вам, вероятно, никогда не придется ее менять, что в долгосрочной перспективе сэкономит ваши деньги на обслуживании.
Однако многие производители выбирают ремни ГРМ вместо цепей ГРМ, потому что они изначально дешевле. Это позволяет им сэкономить немного денег на производственных затратах и получить немного больше прибыли, не повышая стоимость автомобиля.
Это стоимость, которая перекладывается на вас в том маловероятном случае, если в вашем автомобиле есть цепь ГРМ и она порвется. Средняя стоимость замены цепи ГРМ может превышать 1 600 долларов США, что намного больше, чем средняя стоимость замены ремня ГРМ.
Более того, иногда цепь ГРМ чуть громче ремня ГРМ. К счастью, по мере развития автомобильных технологий производители нашли способы сделать цепи ГРМ такими же тихими, как и ремни ГРМ. Но если вы смотрите на более старый автомобиль, это может быть проблемой.
Нужно учитывать, что многие современные модели автомобилей имеют проблемы с цепями ГРМ, что может стоить очень дорого; надлежащее исследование необходимо для вашей конкретной модели автомобиля, прежде чем сделать выбор.
Плюсы
- Они служат намного дольше, и их редко нужно заменять
Минусы
- Они дороже
- Если вам нужно его заменить, это намного дороже
- Часто громче, чем ремни ГРМ
Обзор ремней ГРМ
Ремни ГРМ намного менее долговечны, чем цепи ГРМ. Вместо толстой металлической цепи в ремне ГРМ используется резиновый ремень, похожий на поликлиновой ремень вашего автомобиля. Но в отличие от поликлинового ремня, который легко заменить, ремень ГРМ спрятан за крышкой ремня ГРМ, и добраться до него — трудоемкий процесс.
Что еще хуже, вы должны заменять ремень ГРМ каждые 100 000 миль. Это может звучать не так уж плохо, но помните, что средняя стоимость замены ремня ГРМ может превышать 900 долларов. Даже если вы меняете его каждые 100 000 миль, это дорогой ремонт.
Игнорировать тоже нельзя. Если вы проигнорируете замену и порвется ремень ГРМ, вы можете в конечном итоге полностью испортить свой двигатель, что вместо этого может стоить вам тысячи долларов.
Причина, по которой в некоторых автомобилях используются ремни ГРМ вместо цепей ГРМ, в первую очередь связана с ценой. В то время как цепи ГРМ намного надежнее, ремни ГРМ намного дешевле. Это позволяет производителю немного сэкономить при производстве.
Раньше ремни ГРМ работали намного тише, чем цепи ГРМ, но в новых автомобилях это уже не так.
Pros
- Более доступный аванс
- Иногда тише, чем ремни ГРМ
Минусы
- Они недолговечны, и менять их нужно довольно часто
Можно ли заменить ремень ГРМ на цепь ГРМ?
Если вы хотите заменить ремень ГРМ на более прочную цепь ГРМ, о которой вам не нужно беспокоиться, скорее всего, вам не повезло. Это потому, что в этой замене есть нечто большее, чем просто замена ремня на цепь, и это не то, что вы собираетесь выяснить сами.
Существует несколько комплектов для переоборудования цепи привода ГРМ, и, если вам очень повезет, найдется комплект, совместимый с вашим автомобилем. Вам придется проверить двигатель вашего конкретного автомобиля, но, к сожалению, есть вероятность, что вам не повезло.
Имейте это в виду при покупке автомобиля, потому что, если вы приобретете ремень ГРМ, он, скорее всего, застрянет с ним на долгое время.
Что лучше: ремень ГРМ или цепь ГРМ?
Если вы не выбираете модель двигателя автомобиля с большим количеством отчетов о неисправности цепи ГРМ, цепь ГРМ намного лучше, чем ремень ГРМ. Хотя замена цепи ГРМ может быть намного дороже, есть вероятность, что вам никогда не придется ее заменять.
И наоборот, если в вашем автомобиле установлен ремень ГРМ, скорее всего, вам придется заменить его два-три раза в течение срока службы автомобиля.
Это складывается, и если вы замените ремень ГРМ три раза, общая стоимость может превысить 2100 долларов! Более того, поскольку цепи ГРМ теперь так же бесшумны, как и ремни ГРМ, на самом деле нет причин использовать ремень ГРМ в современном автомобиле.
Но независимо от того, какой выбор вы выберете, убедитесь, что вы соблюдаете все интервалы обслуживания, чтобы ваш автомобиль работал должным образом.
Помните, что многие современные модели автомобилей имеют проблемы с цепями ГРМ, что может привести к необходимости замены цепи ГРМ. Часто это дороже, чем замена ремня ГРМ. Поэтому вам необходимо проверить количество отчетов о неисправности цепи ГРМ конкретной модели двигателя, прежде чем покупать свой автомобиль.
Категории:
Двигатель
Вот разница между ремнем ГРМ и цепью ГРМ
В вашем автомобиле есть либо ремень ГРМ, либо цепь ГРМ, и каждый из них требует разного уровня обслуживания. Их сложно отличить, поскольку они оба выполняют одинаковую задачу в двигателе вашего автомобиля. Поэтому обязательно проконсультируйтесь с руководством пользователя и в Интернете, чтобы узнать, какой из них на самом деле находится в вашем двигателе. Но вот ключевые отличия и причина, по которой вы должны следить за их обслуживанием.
Инженер работает над двигателем Ferrari с ремнями ГРМ на заводе в Маранелло, Италия | Витториано Растелли/CORBIS/Corbis через Getty Images
Какова цель ремня ГРМ или цепи ГРМ?
Проще говоря, ремень ГРМ или цепь ГРМ обеспечивают синхронизацию топливных форсунок, воздухозаборника и поршней. Когда поршень движется вниз, воздух и топливо должны поступать внутрь. Затем поршень идет вверх, свеча зажигания поджигает топливо, поршень отбрасывается обратно. Затем поршень снова поднимается вверх, чтобы вытолкнуть весь оставшийся газ из двигателя в выхлопную трубу.
Все это происходит за долю секунды и должно быть в полной гармонии. Когда коленчатый вал опускает поршень, топливные форсунки должны подавать топливо в цилиндр. Ремень ГРМ или цепь ГРМ соединены с каждым из этих компонентов, чтобы регулировать, когда клапаны пропускают воздух/топливо внутрь по отношению к поршням.
Если синхронизация сбита даже на волосок, это может привести к серьезному повреждению двигателя. Неправильный угол опережения зажигания может привести к пропуску зажигания в двигателе из-за невоспламененного топлива. Вы очень быстро заметите, когда это произойдет, так как ваш двигатель будет работать с перебоями на холостом ходу или машина вообще не заведется. Тем не менее, профилактическое обслуживание может обеспечить бесперебойную работу вашего автомобиля.
Замена ремня ГРМ требует тщательного технического обслуживания
Во-первых, замена ремня ГРМ не является проектом самостоятельного технического обслуживания новичка, поскольку требует полной разборки двигателя. Ремень ГРМ представляет собой усиленный резиновый ремень, который соединяется с клапанами и коленчатым валом вашего двигателя. В какой-то момент жизни вашего автомобиля этот ремень ГРМ необходимо будет заменить, а вы не хотите, чтобы он выходил из строя во время движения. В противном случае можно полностью испортить машину.
Все автомобили разные, но Sun Auto Service утверждает, что средний срок замены ремня составляет около 100 000 миль. На старых автомобилях его можно заменить ближе к 60 000 миль. Точно так же, когда вы меняете ремень ГРМ, механики также рекомендуют заменить водяной насос и другие детали. Поскольку все эти детали должны быть синхронизированы, при замене ремня ГРМ все эти детали также должны быть синхронизированы.
Несоблюдение технического обслуживания ремня ГРМ может привести к полной поломке автомобиля. И хотя счет за ремонт, вероятно, будет более чем великим, это стоит затрат, если вы хотите, чтобы машина работала.
Цепи ГРМ рассчитаны на весь срок службы автомобиля
Связанный
Между ремнем ГРМ и цепью ГРМ есть два основных отличия. Во-первых, ремень ГРМ сделан из резины, тогда как ремень ГРМ представляет собой металлическую цепь.